«Искусство требует посвящения, жертвы, подвига веры. 

Есть подвиг веры – ради религиозной веры,

а есть подвиг веры ради творчества»

Андрей Мельников.

Выставка произведений Андрея Мельникова представляет, в основном, живописные работы, созданные автором в последние несколько лет. В эти годы, поиски новых возможностей самовыражения привели художника к изменению творческого метода, стилистики, содержательного аспекта.

Смелый и независимый, Андрей всегда отстаивал своё право на свободу творчества. Ещё в студенческие годы, когда в училище преподавание велось в жёстких рамках соцреализма, он не боялся экспериментировать и выдавал  работы в духе Сезанна, чем ставил преподавателей в затруднительное положение. Но они, отмечая одарённость студента и уважая его нестандартное мышление, поставили ему за диплом высокую оценку. И это была победа, победа собственного «я» над общим «так надо».

В девяностые годы, Андрей Мельников начал интересно работать, пробовать свои силы в разных сферах искусства: он занимался живописью, графикой, мультипликацией. А потом наступил перерыв, который затянулся почти на десять лет. Вынужденную остановку в пути можно объяснить многими причинами: и внутренним кризисом, во многом связанным с невостребованностью искусства, и религиозными исканиями, которые трудно соединялись с творческими. Видимо, настала необходимость во всём разобраться и найти себя…

К занятиям искусством Андрей вернулся в 2000-х годах, и в это же время его пригласили на киностудию «Аквариус», где он поставил мультипликационный фильм «Страсти по Шагалу», дебютировав как режиссер, сценарист и художник-постановщик. Глубоко переосмыслив творчество Марка Шагала, он создал серии работ, в которых чувствуется увлечение живописью мастера. Работы этого времени, написанные в стиле неопримитивизма – поэтичны,  нежны, музыкальны. В них  использованы яркие, контрастные цветовые сочетания, сознательно упрощена художественная форма.

Сейчас Андрей постепенно отходит от прежних наработок, занимаясь поисками нового пластического языка. Живопись художника становится всё более сдержанной,  колорит строится на сближенных тонах. Он уходит от сюжетного рассказа, сосредотачивая внимание на изучении каждого отдельного предмета. Пытаясь проникнуть внутрь вещей, он высвобождает их скрытую, истинную сущность, доводя предмет до уровня знака, тем самым актуализируя смыслы, с ним связанные. Он начинает смело экспериментировать с фактурой, пытаясь достичь максимальной выразительности образа. Создание произведения превращается в сложный, длительный процесс, где каждое движение кисти, мастихина наполнено смыслом. Живопись мастера становится многослойной, насчитывающей подчас до двадцати-тридцати красочных слоёв. Фактура образует на поверхности картины причудливую игру света и тени, различные цветовые слои создают сложную и богатую художественную поверхность, которая притягивает взгляд и которую подолгу хочется рассматривать.

Уникальность авторской техники делает каждое произведение художника неповторимым. Мастерство Мельникова-живописца и Мельникова-аналитика, соединение   экспериментов с фактурой и сложного интеллектуального контекста, позволяет говорить о нём, как об одном из самых интересных современных живописцев, масштаб дарования которого выходит далеко за пределы Саратова.

В настоящее время художника интересуют проблемы интеграции живописи в пространство, он считает, что картины могут стать неотъемлемой частью современного интерьера. И на новом витке развития искусства, когда многие отказывают станковой картине в праве на существование, желание художника вернуть картине изначальное предназначение – быть элементом декора архитектурного ансамбля, представляется актуальным.

Лена Дорогина